Император Гай Юлий Цезарь (13 июля 100 или 102 до н. э. — 15 марта 44 года до н. э.) — древнеримский государственный деятель, полководец. Это - один из эпизодов его жизни.
И есть в событии еще два участника. Поэт Гай Валерий Катулл и любовь его жизни Клодия (Лесбия).
Пир. Разговор касается поэтов и поэзии.
- Римляне! – сказал Цезарь. - Да благословят боги Рим и всех, кто его любит. За мной выбор темы: является ли поэзия продуктом человеческого ума или же, как утверждают многие, даром богов.
- Если правда, о Владыка, - начала Клодия (Лесбия), - что поэзия дарована нам богами, тогда мы вдвойне несчастны. Ведь поэзия придает жизни красивую видимость, это самая соблазнительная ложь и самая предательская советчица.
Ни солнце, ни судьба человеческая не допускают, чтобы на них глядели пристально. На первое мы вынуждены смотреть сквозь драгоценный камень, на вторую - через поэзию.
И без поэзии мужчина пойдет на войну, девушка - замуж, жена станет матерью, люди похоронят своих мертвецов и умрут сами. Однако, опьяненные стихами, все они устремятся к своему делу с неоправданными надеждами. Воины якобы завоюют славу, невесты станут Пенелопами, матери родят стране героев, а мертвые погрузятся в лоно своей прародительницы - земли, навечно оставшись в памяти тех, кого они покинули.
Поэты твердят нам, что мы приближаемся к золотому веку, и люди терпят всевозможные беды в надежде на пришествие более светлой поры и на то, что потомки их будут счастливы. А между тем никакого золотого века не будет, и не может быть такого правления, которое даст каждому человеку счастье, ибо основа мира - раздор, он присутствует повсеместно.
Даже наша власть правит нами на языке поэзии. Наши властители между собой справедливо обзывают граждан опасным зверьем и многоголовой гидрой; однако как они обращаются к буйным избирателям с предвыборных трибун, надежно охраняемых вооруженной стражей? Разве в их устах избиратели не превращаются в "столпов республики", "достойных потомков благородных отцов"? Государственные посты в Риме добываются взятками, с одной стороны, угрозами - с другой; а на устах при этом - цитаты из Энния.
Многие скажут, что великая доблесть поэзии в том, что она воспитывает людей и дает им образцы,
которым следует подражать, и что таким путем боги возвещают законы своим детям.
Однако это явно не так, потому что поэзия влияет на человека подобно лести: она усыпляет побуждение к действию, отнимает желание честно заслужить похвалу.
Поэзия - особый язык внутри общего языка, призванный описывать жизнь, которой никогда не было и не будет, но образы ее так заманчивы, что люди проникаются ими и видят себя не такими, каковы они на самом деле.
Мнение мое подтверждается тем, что даже тогда, когда поэты порицают жизнь, описывая всю ее очевидную бессмыслицу, читатель все равно ощущает душевный подъем, ибо и в своем осуждении поэты предполагают наличие более благородного и справедливого порядка вещей, мерой которого они нас судят и которого, по их мнению, можно достичь.
Когда Клодия закончила, она с поклонилась Владыке и, передав венок Валерию Катуллу, села. Вот чем ответил Гай Валерий Катулл : известной римлянам греческой легендой.
По воле Юпитера Аполлон должен прожить на земле среди людей в образе человека один год. И Аполлон решил прожить его здесь, пастухом .
… Вечером, когда на небе зажглись первые звезды, фессалийская царевна Алкеста выскользнула из дворца и подошла к костру, у которого сидели пастухи. Она встала неподалеку от огня и стала молить Аполлона не таиться под чужой личиной, как это любят делать боги, а открыть свое лицо и дать ей ответ на те вопросы, от которых зависит ее жизнь. Молилась она долго. Наконец самый низенький отер рот рукой и сказал:
- Царевна, если среди нас и есть бог, неужели я этого бы не знал? Однако, вот что я тебе скажу: все они не обыкновенные пастухи. Вон тот, что спит, может вылечить любую болезнь; и укус змеи, и перелом костей. Когда дней пять назад я свалился в каменоломню, я наверняка бы помер, а этот парень наклонился надо мной, пробормотал какую-то абракадабру - и видишь, я живой.
А все равно я знаю,
царевна, что никакой он не бог.
И вон тот, рядом…
- Ты что, не можешь от вина оторваться, когда на тебя царевна смотрит?
- Этот никогда не заблудится. Он и во тьме различает, где север, а где юг.
И все равно я знаю, что никакой он не бог Солнца.
А вон тот рыжий, он тоже не простой пастух. Он делает чудеса. Нарушает самый ход вещей в природе.
Изобретатель. С этими словами пастух подошел к своему рыжему спутнику и стал будить его пинками.
- Проснись. Покажи царевне какие-нибудь чудеса.
Вдруг с высоты небес и с дальних холмов послышались голоса, они звали:
- Алкеста! Алкеста!
А рыжий повернулся на другой бок и снова заснул. Его опять разбудили пинком:
- Ну-ка, покажи еще. Пусти водопад с верхушек деревьев. Пусти огненные шары. Тот хрипло выругался. По земле побежали огненные шары. Они скользили вверх по стволам деревьев и рассыпались; они прыгали по головам пастухов и забавно
играли друг с другом, словно зверята. Потом долину снова окутала мгла.
-Такие проделки, царевна, и правда, больше никому не удаются, но я могу поклясться, что никакой он не бог еще и потому, что все его чудеса не имеют никакого смысла.
Алкеста указала на четвертого пастуха.
- Тот? Ну, он тоже не простой пастух. Он наш певец.
Он переполняет наши сердца печалью или радостью, когда нам вовсе нечему радоваться или огорчаться. Он может сделать память о любви более сладостной, чем сама любовь.
Но я наблюдал за ним, царевна, и вижу: чудеса его куда более восхищают нас, чем его самого. Ему тут же перестает нравиться песня, которую он сочинил. Нас она всякий раз приводит в восторг - его ничуть. Он сразу теряет все удовольствие от того, что сделал, и в муках творит что-то новое.
Это доказывает, что он не бог и даже не посланец божий, ибо разве мыслимо, чтобы боги презирали свои творения?..
На этом заканчивается рассказ поэта Валерия Катулла.
Кому присудил пальму первенства Цезарь? А вы ? И как бы вы ответили на вопрос Цезаря? Кто такие поэты? Боги? Люди? Что они значат лично в вашей судьбе?
Источник: Торнтон Уайлдер. «Мартовские иды»
*Пришел. Увидел. Победил.
И есть в событии еще два участника. Поэт Гай Валерий Катулл и любовь его жизни Клодия (Лесбия).
Пир. Разговор касается поэтов и поэзии.
- Римляне! – сказал Цезарь. - Да благословят боги Рим и всех, кто его любит. За мной выбор темы: является ли поэзия продуктом человеческого ума или же, как утверждают многие, даром богов.
- Если правда, о Владыка, - начала Клодия (Лесбия), - что поэзия дарована нам богами, тогда мы вдвойне несчастны. Ведь поэзия придает жизни красивую видимость, это самая соблазнительная ложь и самая предательская советчица.
Ни солнце, ни судьба человеческая не допускают, чтобы на них глядели пристально. На первое мы вынуждены смотреть сквозь драгоценный камень, на вторую - через поэзию.
И без поэзии мужчина пойдет на войну, девушка - замуж, жена станет матерью, люди похоронят своих мертвецов и умрут сами. Однако, опьяненные стихами, все они устремятся к своему делу с неоправданными надеждами. Воины якобы завоюют славу, невесты станут Пенелопами, матери родят стране героев, а мертвые погрузятся в лоно своей прародительницы - земли, навечно оставшись в памяти тех, кого они покинули.
Поэты твердят нам, что мы приближаемся к золотому веку, и люди терпят всевозможные беды в надежде на пришествие более светлой поры и на то, что потомки их будут счастливы. А между тем никакого золотого века не будет, и не может быть такого правления, которое даст каждому человеку счастье, ибо основа мира - раздор, он присутствует повсеместно.
Даже наша власть правит нами на языке поэзии. Наши властители между собой справедливо обзывают граждан опасным зверьем и многоголовой гидрой; однако как они обращаются к буйным избирателям с предвыборных трибун, надежно охраняемых вооруженной стражей? Разве в их устах избиратели не превращаются в "столпов республики", "достойных потомков благородных отцов"? Государственные посты в Риме добываются взятками, с одной стороны, угрозами - с другой; а на устах при этом - цитаты из Энния.
Многие скажут, что великая доблесть поэзии в том, что она воспитывает людей и дает им образцы,
которым следует подражать, и что таким путем боги возвещают законы своим детям.
Однако это явно не так, потому что поэзия влияет на человека подобно лести: она усыпляет побуждение к действию, отнимает желание честно заслужить похвалу.
Поэзия - особый язык внутри общего языка, призванный описывать жизнь, которой никогда не было и не будет, но образы ее так заманчивы, что люди проникаются ими и видят себя не такими, каковы они на самом деле.
Мнение мое подтверждается тем, что даже тогда, когда поэты порицают жизнь, описывая всю ее очевидную бессмыслицу, читатель все равно ощущает душевный подъем, ибо и в своем осуждении поэты предполагают наличие более благородного и справедливого порядка вещей, мерой которого они нас судят и которого, по их мнению, можно достичь.
Когда Клодия закончила, она с поклонилась Владыке и, передав венок Валерию Катуллу, села. Вот чем ответил Гай Валерий Катулл : известной римлянам греческой легендой.
По воле Юпитера Аполлон должен прожить на земле среди людей в образе человека один год. И Аполлон решил прожить его здесь, пастухом .
… Вечером, когда на небе зажглись первые звезды, фессалийская царевна Алкеста выскользнула из дворца и подошла к костру, у которого сидели пастухи. Она встала неподалеку от огня и стала молить Аполлона не таиться под чужой личиной, как это любят делать боги, а открыть свое лицо и дать ей ответ на те вопросы, от которых зависит ее жизнь. Молилась она долго. Наконец самый низенький отер рот рукой и сказал:
- Царевна, если среди нас и есть бог, неужели я этого бы не знал? Однако, вот что я тебе скажу: все они не обыкновенные пастухи. Вон тот, что спит, может вылечить любую болезнь; и укус змеи, и перелом костей. Когда дней пять назад я свалился в каменоломню, я наверняка бы помер, а этот парень наклонился надо мной, пробормотал какую-то абракадабру - и видишь, я живой.
А все равно я знаю,
царевна, что никакой он не бог.
И вон тот, рядом…
- Ты что, не можешь от вина оторваться, когда на тебя царевна смотрит?
- Этот никогда не заблудится. Он и во тьме различает, где север, а где юг.
И все равно я знаю, что никакой он не бог Солнца.
А вон тот рыжий, он тоже не простой пастух. Он делает чудеса. Нарушает самый ход вещей в природе.
Изобретатель. С этими словами пастух подошел к своему рыжему спутнику и стал будить его пинками.
- Проснись. Покажи царевне какие-нибудь чудеса.
Вдруг с высоты небес и с дальних холмов послышались голоса, они звали:
- Алкеста! Алкеста!
А рыжий повернулся на другой бок и снова заснул. Его опять разбудили пинком:
- Ну-ка, покажи еще. Пусти водопад с верхушек деревьев. Пусти огненные шары. Тот хрипло выругался. По земле побежали огненные шары. Они скользили вверх по стволам деревьев и рассыпались; они прыгали по головам пастухов и забавно
играли друг с другом, словно зверята. Потом долину снова окутала мгла.
-Такие проделки, царевна, и правда, больше никому не удаются, но я могу поклясться, что никакой он не бог еще и потому, что все его чудеса не имеют никакого смысла.
Алкеста указала на четвертого пастуха.
- Тот? Ну, он тоже не простой пастух. Он наш певец.
Он переполняет наши сердца печалью или радостью, когда нам вовсе нечему радоваться или огорчаться. Он может сделать память о любви более сладостной, чем сама любовь.
Но я наблюдал за ним, царевна, и вижу: чудеса его куда более восхищают нас, чем его самого. Ему тут же перестает нравиться песня, которую он сочинил. Нас она всякий раз приводит в восторг - его ничуть. Он сразу теряет все удовольствие от того, что сделал, и в муках творит что-то новое.
Это доказывает, что он не бог и даже не посланец божий, ибо разве мыслимо, чтобы боги презирали свои творения?..
На этом заканчивается рассказ поэта Валерия Катулла.
Кому присудил пальму первенства Цезарь? А вы ? И как бы вы ответили на вопрос Цезаря? Кто такие поэты? Боги? Люди? Что они значат лично в вашей судьбе?
Источник: Торнтон Уайлдер. «Мартовские иды»
*Пришел. Увидел. Победил.